Представляем вашему вниманию интересные материалы из рабочей тетради «Конструктор для создания отношений» — они помогут вам изучить и проанализировать опыт других, чтобы понять логику и причину поступков, сделать выводы и никогда не совершать подобные ошибки в своей собственной жизни.
Жизненный цикл семьи.
Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей.
Функция – это многозначный термин, который означает такое отношение между элементами, в котором изменение в одном влечёт изменение в другом.
Предлагаю проанализировать каждую функцию и ответить на три вопроса:
1. Проанализировать предложенную функцию семьи.
2. Подумать и объяснить своими словами понимание функций.
3. Какие последствия могут произойти, если данная функция будет нарушена?
Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.
Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам.
Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
СИТУАЦИЯ
Семья из трех человек: отец, мать, сын.
Отец – работает сварщиком на производстве, отрабатывает получение квартиры от организации. Считает важной обязанностью мужчины – обеспечение нормальной жизнедеятельности семьи, а обязанностью женщины – заниматься воспитанием ребенка, поэтому участие в воспитании сына не принимает. Отношения со своими родителями поддерживает, но периодически. Родители живут в деревне. Внука видят крайне редко, в его воспитание не вмешиваются. Увлечение отца – рыбалка.
Мать – работает в школе. Очень творческая натура. Считает, что развитием ребенка нужно заниматься с рождения. Развитием ребенка занимается сама. Сама выбирает методики. Умеет подать материал так, что ребенок просто втягивается в игру. Очень гордится успехами ребенка и не упускает случая их продемонстрировать. Отношения со своими родителями и родителями мужа поддерживает нормальные, внука они видят и общаются, хотя не часто.
Ребенок, очень любознательный. В два года ребенок спокойно складывал слоги, ориентировался в географических картах. К пяти годам хорошо читал и писал. Мог решать простые математические задачи. В школу пошел в неполные семь лет (день рождения в декабре), в класс с системой развивающего обучения.
Задание:
1. Определите: какие функции семьи нарушены.
2. Спрогнозируйте дальнейшее развитие событие (в пределах 10 – 15 лет).
3. Обоснуйте свой ответ.
МОЙ ОТВЕТ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проект «Семейный компас» признан победителем XXVI конкурса социально-значимых проектов «Город – это мы» в номинации «Мой проект – моему городу». Проект реализуется под патронажем депутата ГД РФ Ивенских И.В.
